Рассмотрение дел в области сохранения объекта

Комитетом всемирного наследия и его Бюро

 

Международное совещание по сохранению Кижского погоста

Сентябрь 1988

Участники совещания признали следующие приоритетные вопросы:

- С целью сохранения подлинного материала, необходимо отдавать предпочтение традиционными методами ремонта, а не экспериментальному демонтажу здания.

Этот подход был сохранен при разработке реставрационных предложений по Преображенской церкви.

- Необходимость скоординированного подхода к управлению объектом и всеми его аспектами

- Что российским властям нужно представить объект в Список Всемирного Наследия.

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО РАБОЧЕГО СОВЕЩАНИЯ

ПО КИЖСКОМУ ПОГОСТУ, СОХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ

ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

В результате обширных обсуждений в ходе рабочего совещания и посещения Кижского погоста был выработан ряд рекомендаций, которые участники препроводили соответствующим властям, организациям и учреждениям, в частности, Комитету Всемирного наследия, для рассмотрения и принятия последующих мер.

1. Презентация проекта реставрации Преображенской церкви расширила диалог между российскими и международными участниками и укрепила доверие всех в отношении осторожного, систематического и детального подхода к сохранению этого объекта. Тщательность, с которой был выполнен этот проект, может послужить хорошим уроком по защите сложных деревянных конструкций, стимулирования защиты и сохранения деревянного наследия в Восточной Европе, и как пример международного сотрудничества с участием различных заинтересованных сторон, международных организаций
(ЮНЕСКО, ИКОМОС, ИККРОМ т.д.), а также национальных и международных экспертов.

2. Ссылаясь на резолюцию совещания в Новгороде (17 сентября 1999 года) о рассмотрении возможности включения Кижского погоста в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, участники отметили, что сформирована многопрофильная команда разработчиков проекта и она активно работает над проектом в соответствии с графиком. В этих условиях нет необходимости включать этот объект в Список наследия, находящегося под угрозой. Имеется комплексный план реставрации, получивший одобрение правительства и финансирование.

3. Участники широко обсудили состояние сохранности Преображенской церкви и проект ее реставрации. Они выразили признательность авторам данного проекта за качество представленного в их работе анализа, за их усилия по изучению результатов последних реставрационных вмешательств, за их усилия по соблюдению преемственности выводов Плана сохранения, разработанного ИКОМОС и российской стороной в 1993-1995 гг., и за их приверженность к осторожным подходам, которые позволят свести к минимуму замены оригинального материала.

В целом, поддерживая предложенный подход и его ведущую философию, участники заявили о необходимости быть осторожными в осуществлении проекта и поэтому предлагают:

а). обеспечить всесторонний мониторинг воздействия мероприятий, описанных в
детальных проектах и рабочих чертежах уже сейчас в ходе подготовительных работ, с тем чтобы быть в курсе непредвиденных последствий и проводить обновление и корректировку проекта, как того требуют непредвиденные условия;

b). в случае возникновения непредусмотренных ситуаций, начинающих угрожать основным условиям сохранения значительной части первоначального материала и аутентичности, участники рекомендовали бы действовать в соответствии с требованиями национального законодательства и необходимостью обеспечения уважения ценностей наследия, заявленных во время номинации объекта в список Всемирного наследия, а также полностью пересмотреть основные принципы и стратегии принятого реставрационного подхода;

c). осознать, что, в частности, некоторые элементы этого проекта могут потребовать корректировки или пересмотра, в том числе применение, эстетическое и функциональное решение круглых железобетонных балок в уровне земли, проект укрепления бревенчатых конструкций;

d) участники подчеркнули важность существования здания и того, что оно приспособилось к не представляющими угрозы деформациями деревянных элементов, а также допустимость деформаций в пределах, совместимых с конструкционной прочностью, с отклонениями, которые время придало зданию;

е) продолжить уточнение деталей по способам усиления бревенчатых конструкций, включая средства уменьшения чрезмерного напряжения сжатия в углах конструкций, средства обеспечения боковой жесткости, чтобы противостоять горизонтальным силам, таким как ветер, средства дифференцированной коррекции осадок и связанных с ними наклона конструкций, а также способов сглаживания ежегодного вертикального расширения и сжатия конструкций;

f). тщательно обдумать перераспределение нагрузок в здании, когда стальная конструкция будет удалена, а также количество и способ передачи нагрузки от конструкций исторического здания на новые укрепляющие конструкции;

g) рассмотреть меры по переходу от существующих укрепляющих конструкций к будущему предполагаемому усилению нижнего восьмерика.

Кроме того, участники приветствовали предложение норвежского эксперта по использованию технологии лифтинга, патент которой может быть приобретен в Норвегии у изобретателя системы.

4. В отношении вопроса химической обработки бревен был запрошен Комитет всемирного наследия и консультативные органы с просьбой дать общие рекомендации по консервации древесины. Участники отметили, что:

Химическая обработка, дающая требуемую защиту в условиях Кижей и учитывающая современные международные стандарты, влияние на окружающую среду и здоровье работников и посетителей, отсутствует. Должны быть исследованы местные и природные материалы;

Особое внимание должно быть удалено появлению домового гриба (Serpula Lacrimans) в подклете церкви и меньшее внимание – повреждениям, вызванным вторичными организмами (дереворазрушающими насекомыми и грибами);

Замена материалов должна быть ограничена их значительным повреждением;

При утилизации древесины, которая в прошлом прошла химическую обработку, должны приниматься во внимание международные стандарты, воздействие на здоровье и окружающую среду.

5. Во время полевого визита объекта участники рассмотрели также ситуацию в отношении других зданий, включенных в объект: Покровской церкви, Колокольни и ограды Кижского погоста, и были проинформированы, что проект реставрации Покровской церкви ведется в соответствии с финансированием, предусмотренным на 2002 и 2003 гг. Участники совещания поддержали намерения Российских властей разработать планы долговременного систематического ухода за всеми деревянными постройками, объектом Всемирного наследия и его окружением, чтобы гарантировать, что ценности Всемирного наследия и целостность объекта будут сохранены.

6. В отношении окружения объекта Всемирного наследия участники были проинформированы о продолжающихся реставрационных усилиях на 84 зданиях, составляющих музей под открытым небом. Совещание, ссылаясь на решение Комитета Всемирного наследия 1990 г. «сохранять существующий баланс между природным и архитектурным окружением», настоятельно советует, чтобы целостность этого уникального ландшафта поддерживалась в его общем управлении. Также обсуждалась возможность расширения существующего объекта Всемирного наследия Кижского погоста за счет включения в него охранной зоны. Участники подчеркнули важность того, чтобы российские власти как минимум определили охранную зону как буферную зону, достаточную для защиты объекта и представили ее на рассмотрение в Комитет Всемирного наследия. Это должно усилить экологическое и визуальное единство объекта.

7. В отношении вопроса создания международного консультативного комитета, представляющего ИКОМОС, ИККРОМ и ЮНЕСКО, а также международных экспертов, совещание не видит в этом необходимости. Однако рекомендует, чтобы отчеты о ходе проекта и его результатах, а также мониторинга состояния реставрационных работ регулярно представлялись в Комитет Всемирного наследия. Далее рекомендовано, чтобы экспертиза и понимание вопросов международными экспертами, в особенности членами Международного Комитета Дерева ИКОМОС, участвующих в работе по объекту с 1988 г., использовались неформально (по электронной почте или другими способами) для поддержания профессионального диалога на месте.

8. Совещание напомнило, что региональный периодический отчет по всемирному наследию запланирован для Европы на 2005\2006 гг., и что Кижский погост будет включен в этот отчет. Совещание предложило организовать встречу всех русскоговорящих управляющих объектом Всемирного наследия и российских координаторов. Участники совещания поддержали предложение Российской Федерации по организации в Москве на базе Кафедры ЮНЕСКО по городской и архитектурной реставрации Восточноевропейского центра стран СНГ по сохранению всемирного природного и культурного наследия. Совещание рекомендовало Российскому комитету всемирного наследия совместно с соответствующими государственными институтами усилить деятельность по организации регулярной системы мониторинга объектов Всемирного наследия в России и странах СНГ.

9. Совещание предложило расширить Сборник материалов ИККРОМ по совместной международной деятельности по Кижам и включить все мероприятия российской стороны, вклад немецкого комитета ИКОМОС в отношении конструкционного восстановления и реставрации иконостаса, а также перечень всех документов готовых к публикации.

10. Чтобы обеспечить регулярное обновление мероприятий и другой необходимой информации по Всемирному наследию и сделать ее доступной для всех вовлеченных сторон, участники рекомендовали Московскому офису дополнить существующий веб-сайт российскими материалами и уполномочить Российский комитет Всемирного наследия быть ответственным за поддержание контактов со всеми менеджерами объекта. Группа управления объектом согласилась с ЮНЕСКО разместить ссылку на местную веб-страницу по Кижам на странице Всемирного наследия ЮНЕСКО и странице Московского отделения ЮНЕСКО для обеспечения продолжающегося диалога и информации общественности. Участники рекомендовали, чтобы группа управления объектом обеспечила оптимальное использование Российской версии образовательного пакета Всемирного наследия «Всемирное наследие в руках молодых» в целях образования и повышения осознания важности проблемы.

11. Совещание попросило Комитет Всемирного наследия обеспечить финансирование официальных переводов документов на русский язык (в т.ч. новое Руководство по выполнению Конвенции). Кроме того было рекомендовано опубликовать перевод на русский язык «Руководство по управлению объектами Всемирного наследия (Йокилехто/Филден, ИККРОМ 1992 г).

14-я сессия Комитета всемирного наследия

Банф, Альберта, Канада, 7-12 декабря 1990 года

документ CLT-90/CONF.004/13

Комитет рекомендовал ответственным властям поддерживать существующее равновесие между природной и архитектурной средой, так как возведение новых жилых сооружений или деревянных церквей в южной части острова Кижи изменит исторический и визуальный характер данной местности.

Комитет поздравил ответственные власти с недавним принятием политики бережного сохранения местных традиций и навыков строительства.

16-я сессия Комитета всемирного наследия

Санта-Фе, США, Декабрь, 7-L4 1992

Документ WHC-92/CONF.002/12

С помощью слайд иллюстраций, представитель ИКОМОС ознакомил с состоянием объекта Кижский погост, объяснив природу проблемы, и каким образом были определены не терпящие отлагательства проблемы. После этой презентации прошла дискуссия, в ходе которой были подняты некоторые технические вопросы. Комитет принял решение поддержать координационные усилия, предпринимаемые ИКОМОС на объекте, и просил, чтобы доклад был предоставлен на рассмотрение на следующем заседании Бюро ввиду реализации проекта оказания помощи. Комитет принял рекомендации, сформулированные в докладе ИКОМОС.

Комитет поддержал координационные усилия ИКОМОС на этом объекте и принял рекомендации, предложенные ИКОМОС, необходимые для:

- Дальнейшего строительного анализа деревянных церквей.

Полностью выполнен в ходе исследования вопросов сохранения, проведенного ИКОМОС в 1993-95 гг. и в текущем проекте по Церкви Преображения, 1999-2002 гг.

- Противопожарной защиты деревянных зданий.

Противопожарная защита была полностью интегрирована в административную группу музея Кижи;

Первый этап принципиальной схемы защиты Кижского погоста, поддержанный Всемирным фондом памятников планируется завершить в октябре 2002 года;

Второй этап противопожарной защиты на объекте: полное технико-экономическое обоснование и в настоящее время обсуждается;

Система противопожарной защиты на острове по заказу Министерства культуры в настоящее время в стадии разработки; на первый этап средства выделены, ожидается объявление тендера.

- Детального анализа биологического / химического разрушения деревянных конструкций.

Выполнен в ходе исследования вопросов сохранения, проведенного ИКОМОС в 1993-95;

- Реставрационный анализ произведений искусства изъятого из Преображенской церкви

Анализ выполнен до и в ходе исследования вопросов сохранения, проведенного ИКОМОС в 1993-95; иконостас и все входящие в него иконы и детали находятся в должным образом спланированных условиях хранения на о. Кижи, и проводится реставрация отдельных элементов. Обучение и консультации были также оказаны ИКОМОС Германии летом 1994 года. На завершение реставрационных работ имеющимися ресурсами как ожидается, потребуется 8-9 лет.

- Подробное и точное документирование построек фотограмметрическим и другими способами

Выполнено при поддержке ИКОМОС в 1993-95 гг; рассмотрено также экспертами Германского отделения ИКОМОС летом 1993 г (Штреллер); в дальнейшем освещается в ходе разработки нынешнего проекта церкви Преображения Господня.

- Детальный анализ относительного количества оставшегося оригинального материала в постройке (обзор подлинности).

Выполнен в ходе исследования вопросов сохранения, проведенного ИКОМОС в 1993-95;

- Создание адекватной законодательной защиты для включенного в Список всемирного наследия объекта

Генеральный план 2002 года предусматривает использование земель в пределах охраняемой территории: к сожалению, границы музея остаются неопределенными и музей сам по себе не является владельцем земли, на которых находятся его строения. Эти нерешенные вопросы должны быть рассмотрены в срочном порядке.

17 сессия Комитета Всемирного наследия

Картагена, Колумбия, 6-11 декабря 1993

Документ WHC-93/CONF.002/14

ИКОМОС сообщил на семнадцатой сессии Бюро о своем участии в деятельности по сохранению Кижского погоста, и что на объекте будет проводиться миссия экспертов. Президиум одобрил запрос о технической помощи для оказания поддержки этой миссии за счет средств, предоставленных в соответствии с Зеленым планом Канады. Миссия проходила летом 1993 года и полный текст доклада имеется. Миссия в сотрудничестве с российскими коллегами рассмотрела такие вопросы, как правовая защита, управление работами по сохранению объекта, противопожарная защита, реставрация иконостаса, документирование и мониторинг, история и аутентичность, биологические/химические повреждения, философия конструкции и сохранения и цели.

Основываясь на выводах миссии, ИКОМОС рекомендовал, чтобы в 1994 первоочередное внимание следует уделять поиску средств для поддержки дальнейшего изучения и деятельности по принятию решений:

контроль и документирование

завершение всех необходимых предварительных исследований и

достижение консенсуса по концепции сохранения

завершение отдельных исследований по сохранению объекта и

их консолидации в рамках всеобъемлющего и комплексного плана сохранения.

Тогда основные работы по сохранению могли бы быть начаты в 1995.

Комитет выразил одобрение ИКОМОС за плодотворное сотрудничество с российскими властями и экспертами, а также признательность за содействие, оказанное правительствами Канады, Финляндии и Норвегии и отдельными членами ИКОМОС, участвовавшими в миссии. Комитет одобрил рекомендации, сформулированные ИКОМОС.

Комитет утвердил рекомендации, содержащиеся в докладе миссии ИКОМОС по Кижскому погосту, состоявшейся в августе 1993 года , как часть исследования ИКОМОС по вопросам сохранения 1993-95 гг., отмечая в частности:

- Завершение всех необходимых предварительных исследований с целью достичь консенсуса в отношении концепции сохранения, а также для обеспечения их развития в рамках всеобъемлющего и комплексного плана сохранения;

Комитет Всемирного наследия, 18-я сессия,

Пхукет, Таиланд, 12-17 декабря 1994

Документ WHC-94/CONF.003/16

На сессии было отмечено, что начиная с 1991 года ИКОМОС предоставлял в Комитет и Бюро доклады по его участию в мониторинге этого объекта и предпринимаемым усилиям по сохранению и реставрации его памятников. ИКОМОС сообщил, что правовая защита памятника и буферная (охранная) зона значительно улучшились, и что был назначен специалист по реставрации. План работ на 1994 год был выполнен и включал в себя:

монтаж системы молниезащиты как части больших работ по противопожарной защите и обеспечения безопасности на объекте;

исследования состояния разрушения древесины;

замеры деформаций вручную и при помощи фотограмметрической техники;

анализ дефектов иконостаса. Завершение конструкционного анализа планируется на январь 1995 года.

Принят краткосрочный и долгосрочный бюджет и план работ, и предусматривается участие ИКОМОС в его осуществлении. Ввиду финансовых трудностей в Российской Федерации ИКОМОС предлагает следующее:

главным приоритетом для Российских властей и других государственных органов должно быть полное обсуждение возможных альтернативных стратегий для продолжения поддержки и деятельности в соответствии с уже запланированным на март 1995 года совещанием по выбору концепции;

ведущаяся работа по мониторингу должна быть продолжена; и

должны быть определены другие источники финансирования и согласованы с принятым планом сохранения и приоритетами объекта.

Комитет одобрил эти рекомендации и попросил ИКОМОС консультироваться с Секретариатом в ходе их выполнения.

Комитет принял несколько рекомендаций ИКОМОС относительно объекта:

одобрил проведение совещания ИКОМОС в Хельсинки в марте 1995 года по выработке приемлемой концепции реставрации для Преображенской церкви.

Комитет принял следующие рекомендации ИКОМОС в отношении:

продолжить работы по мониторингу

определить другие источники финансирования для выполнения плана сохранения

 

Бюро Комитета всемирного наследия

Париж, 25 - 30 июня 2001

Документ WHC-2001/CONF.205/10

V.279 Бюро просило российские власти представить доклад о состоянии сохранности объекта на 15 сентября 2001 года для оценки в ходе двадцать пятой внеочередной сессии, каким образом Бюро может сотрудничать с российскими властями по обеспечению надлежащего сохранения объекта.

Внеочередное заседание Бюро Комитета всемирного наследия

Хельсинки, Финляндия, 7-8 декабря 2001

Документ WHC-01/CONF.208/4

III.198 Бюро приняло к сведению информацию, содержащуюся в документе Всемирного WHC-01/CONF.207/3. Оно также приняло к сведению, что просьба об оказании чрезвычайной помощи от государства-участника о проведении международного семинара по объекту была получена Центром, и помощь была утверждена 14 октября 2001 на общую сумму в $ 29 540. Этот семинар также будет включать в себя разработку плана сохранения объекта.

III.199 Делегат Финляндии подчеркнул, что объект сталкивается с постоянными и продолжающимися проблемами с момента включения его в Список всемирного наследия, в частности, связанными с реставрационными работами, управлением и безопасностью. Он предложил, что, учитывая все большее число деревянных церквей, включенных в Список всемирного наследия в настоящее время, или предлагаемых для включения, можно было бы создать сеть экспертов и ответственных лиц за различные объекты, чтобы разрешить различные проблемы. Он также рекомендовал, чтобы в будущем от Комитета оказывалась прямая помощь ответственному за объект лицу.

III.200 Ссылаясь на конструкционные проблемы, имеющиеся на объекте, представитель ИККРОМ отметил, что междисциплинарный план по сохранению был принят для объекта в 1995 году, но что он не была выполнен. Он поддержал предложение делегата Финляндии и сообщил, что ИКРОМ будет оказывать помощь, давать рекомендации, чтобы такой подход был глобальным и чтобы все вопросы, связанные с объектом, были разрешены.

III.201 Представитель ИКОМОС выразил поддержку представителю Финляндии за это предложение. Он отметил, что службы Международного комитета по дереву и народной архитектуре ИКОМОС были в распоряжении Комитета всемирного наследия для изучения предложений делегата Финляндии.

III.202 После этого обсуждения, бюро приняло следующие рекомендации для рассмотрения Комитетом на его двадцать пятой сессии:

"Комитет принимает к сведению информацию, представленную ИККРОМ и благодарит власти Российской Федерации за то, что начаты работы по обеспечению защиты объекта. В связи с тревожным состоянием сохранности объекта, Комитет просит Секретариат работать в тесном сотрудничестве с властями России и совещательными органами по проведению международного семинара по сохранению Кижского погоста. Кроме того, Комитет просит государство-сторону представить подробную обновленную информацию о ситуации к 1 февраля 2002 года и просит Центр предоставить полный отчет по результатам рабочего совещания в сотрудничестве с властями России и консультативными органами на двадцать шестую сессию Комитета всемирного наследия в июне 2002 года.

25-я сессия Комитета всемирного наследия

Хельсинки, Финляндия, 11-16 декабря 2001

Документ WHC-01/CONF.208/10

Новая информация:

Национальная комиссия Российской Федерации 2 октября 2001 года представила доклад о состоянии сохранности объекта, который был отправлен в ИКОМОС и ИККРОМ для комментариев. В целом, доклад подтверждает, что деревянная конструкция церкви находится в состоянии, угрожающем обрушением, и необходимо предпринять срочные реставрационные меры. Требуемые действия: Бюро, возможно, пожелает изучить информацию, представляемую ИККРОМ и ИКОМОС во время сессии, и затем примет соответствующие решения, рассмотрев, должен ли объект быть включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, или нет.

Принятое Решение / Документ WHC-01/CONF.208/24

VIII.148 Комитет рассмотрел вопрос о состоянии сохранности объекта и отметил, что запрос о чрезвычайной помощи для проведения международного технического семинара был утвержден бывшим председателем комитета. Этот семинар также будет включать в себя разработку плана по сохранению объекта.

III.149 представитель Российской Федерации проинформировал Комитет о том, что семинар будет проведен с 31 июля по 5 августа 2002 года. В ходе этого семинара участникам будет предоставлена возможность изучить проект, который был разработан и одобрен экспертами. Он поблагодарил Комитет и директора московского Бюро ЮНЕСКО за оказанную поддержку.

VIII.150 Выступая от имени ИККРОМ и ИКОМОС, ИККРОМ поздравил российские власти с их инициативой организовать рабочий семинар по разработке плана сохранения объекта. Он подчеркнул, что международный семинар должен, помимо рассмотрения серьезных конструкционных проблем Преображенской церкви, сосредоточить свое внимание на архитектурном ансамбле, а также на широком круге вопросов: биологическом повреждении древесины, конструкционной стабильности, сохранении икон и управления посетителями. Первоначальный междисциплинарный план сохранения, принятый по объекту в 1995 году, хотя никогда не был осуществлен, по-прежнему является отличной отправной точкой для решения как "старых", так и новых проблем, таких, как потенциальные разработки месторождений полезных ископаемых в пределах окружающего Кижский погост ландшафта. В заключение, в отношении конструкционных проблем, ИКОМОС и ИККРОМ подчеркнул важность обеспечения научного анализа всех вариантов стабилизации здания церкви, гарантирующих, что соответствующие решения, основанные на уважении к подлинности постройки, могут быть найдены,.

VIII.151 Комитет принял к сведению информацию, представленную ИККРОМ, и поблагодарил власти Российской Федерации за то, что они начали работы, обеспечивающие защиту объекта. В связи с тревожным состоянием сохранности объекта, Комитет просил Секретариат работать в тесном сотрудничестве с властями России и совещательными органами в проведении международного семинара по мерам сохранения Кижского погоста. Кроме того, Комитет просил государство-сторону представить подробную обновленную информацию по ситуации на объекте до 1 февраля 2003 года, и просил Центр представить полный доклад об итогах рабочего совещания в сотрудничестве с властями России и консультативными органами на двадцать седьмой сессии в июне 2003 года.

Международный семинар по Кижскому погосту

и сохранению и защите деревянных конструкций Преображенской церкви

31 июля - 5 августа 2002 г., Санкт-Петербург - Кижский погост

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕМИНАРА ПО КИЖСКОМУ ПОГОСТУ

(АВГУСТ 2002)

В 1988 году первая международная встреча была организована с участием 108 экспертов из которых 40 были иностранными. Они были приглашены советскими властями и это была первая встреча, где российские власти представили проблемы памятника для обсуждения подходов по сохранению объекта. Кроме того в обсуждении приняли участие оба комитета ИКОМОС по дереву и народной архитектуре, а также рабочая группа экспертов стран социалистического содружества. Выводы сосредоточены на трех областях:

а. Преображенская церковь не должна быть разобрана

b. отдавать предпочтение традиционным подходом к ремонту и обслуживанию

c. общее комплексное управление

Следуя рекомендациям семинара российские власти номинировали объект для включения в Список всемирного наследия в 1989 году, который после положительной оценки ИКОМОС был включен Комитетом в Список всемирного наследия в 1990 году с условием соблюдения баланса между природной и антропогенной средой.

В 1992 году подробный доклад о мониторинге был представлен ИКОМОС в Комитет всемирного наследия, с акцентом на основные проблемы, которые включали конструкционный анализ, недостатки противопожарной защиты, биологического и химического повреждения древесины, иконостас и проблемы подлинности.

В период с 1993 по 1995 год состоялось несколько миссий по Кижскому погосту и совещание по развитию концепции реставрации в Хельсинки (Финляндия) в марте 1995 года, которое подготовило концепцию сохранения комплекса бревенчатых зданий объекта всемирного наследия. Соглашение, достигнутое в марта 1995 сфокусировано на четырех целях:

- охрана ценностей всемирного наследия;

- функция церкви как части музея под открытым небом;

- программа технического обслуживания и

- обеспечение благоприятных условий;

Были запрошены дополнительные исследования по вопросам инженерной геологии, состоянию грунтов и влажности.

Работа по мониторингу продолжалась с 1995 года, включая проекты Всемирного фонда памятников по противопожарной защите Преображенской церкви. Был проведен ряд двусторонних проектов, в том числе 4 миссии на объект администрации Баварии (Германия), которая решала вопросы фотограмметрии и реставрации.

В последующем Комитет всемирного наследия обсуждал состояние сохранности объекта на своих сессиях в 2000 и 2001 гг и запросил проведение данного технического семинара, которому была оказана экстренная помощь.

Итогом широкого обсуждения в ходе рабочего семинара и посещения Кижского погоста стал ряд рекомендаций, которые участники препроводили в соответствующие органы и организации, в частности, в Комитет всемирного наследия, для рассмотрения и принятия последующих мер.

1. Презентации по проекту реставрации Преображенской церкви способствовали диалогу между российскими и международными участниками и уверенности всех в осторожном, систематическом и тщательном подходе к сохраненинию этого памятника. Тщательность, с которой этот проект был выполнен, могла бы служить в качестве источника уроков для сохранения сложных деревянных построек, содействия охране и сохранению деревянного наследия в Восточной Европы, и образцом международного сотрудничества с участием различных заинтересованных сторон, международных организаций (ЮНЕСКО, ИКОМОС, ИККРОМ т.д.), а также национальных и международных экспертов.

2. Ссылаясь на резолюцию совещания в Новгороде (17 сентября 1999 года) о рассмотрении возможности включения Кижского погоста в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, участники отметили, что сформирована многопрофильная команда разработчиков проекта и она активно работает над проектом в соответствии с графиком. В этих условиях нет необходимости включать этот объект в Список наследия, находящегося под угрозой. Имеется комплексный план реставрации, получивший одобрение правительства и финансирование.

3. Участники широко обсудили состояние сохранности Преображенской церкви и проект ее реставрации. Они выразили признательность авторам данного проекта за качество представленного в их работе анализа, за их усилия по изучению результатов последних реставрационных вмешательств, за их усилия по соблюдению преемственности выводов Плана сохранения, разработанного ИКОМОС и российской стороной в 1993-1995 гг., и за их приверженность к осторожным подходам, которые позволят свести к минимуму замены оригинального материала.

В целом, поддерживая предложенный подход и его ведущую философию, участники заявили о необходимости быть осторожными в осуществлении проекта и поэтому предлагают:

а). обеспечить всесторонний мониторинг воздействия мероприятий, описанных в
детальных проектах и рабочих чертежах уже сейчас в ходе подготовительных работ, с тем чтобы быть в курсе непредвиденных последствий и проводить обновление и корректировку проекта, как того требуют непредвиденные условия;

b). в случае возникновения непредусмотренных ситуаций, начинающих угрожать основным условиям сохранения значительной части первоначального материала и аутентичности, участники рекомендовали бы действовать в соответствии с требованиями национального законодательства и необходимостью обеспечения уважения ценностей наследия, заявленных во время номинации объекта в список Всемирного наследия, а также полностью пересмотреть основные принципы и стратегии принятого реставрационного подхода;

c). осознать, что, в частности, некоторые элементы этого проекта могут потребовать корректировки или пересмотра, в том числе применение, эстетическое и функциональное решение круглых железобетонных балок в уровне земли, проект укрепления бревенчатых конструкций;

d) участники подчеркнули важность существования здания и того, что оно приспособилось к не представляющими угрозы деформациями деревянных элементов, а также допустимость деформаций в пределах, совместимых с конструкционной прочностью, с отклонениями, которые время придало зданию;

е) продолжить уточнение деталей по способам усиления бревенчатых конструкций, включая средства уменьшения чрезмерного напряжения сжатия в углах конструкций, средства обеспечения боковой жесткости, чтобы противостоять горизонтальным силам, таким как ветер, средства дифференцированной коррекции осадок и связанных с ними наклона конструкций, а также способов сглаживания ежегодного вертикального расширения и сжатия конструкций;

f). тщательно обдумать перераспределение нагрузок в здании, когда стальная конструкция будет удалена, а также количество и способ передачи нагрузки от конструкций исторического здания на новые укрепляющие конструкции;

g) рассмотреть меры по переходу от существующих укрепляющих конструкций к будущему предполагаемому усилению нижнего восьмерика.

Кроме того, участники приветствовали предложение норвежского эксперта по использованию технологии лифтинга, патент которой может быть приобретен в Норвегии у изобретателя системы.

4. В отношении вопроса химической обработки бревен был запрошен Комитет всемирного наследия и консультативные органы с просьбой дать общие рекомендации по консервации древесины. Участники отметили, что:

Химическая обработка, дающая требуемую защиту в условиях Кижей и учитывающая современные международные стандарты, влияние на окружающую среду и здоровье работников и посетителей, отсутствует. Должны быть исследованы местные и природные материалы;

Особое внимание должно быть удалено появлению домового гриба (Serpula Lacrimans) в подклете церкви и меньшее внимание – повреждениям, вызванным вторичными организмами (дереворазрушающими насекомыми и грибами);

Замена материалов должна быть ограничена их значительным повреждением;

При утилизации древесины, которая в прошлом прошла химическую обработку, должны приниматься во внимание международные стандарты, воздействие на здоровье и окружающую среду.

5. Во время полевого визита объекта участники рассмотрели также ситуацию в отношении других зданий, включенных в объект: Покровской церкви, Колокольни и ограды Кижского погоста, и были проинформированы, что проект реставрации Покровской церкви ведется в соответствии с финансированием, предусмотренным на 2002 и 2003 гг. Участники совещания поддержали намерения Российских властей разработать планы долговременного систематического ухода за всеми деревянными постройками, объектом Всемирного наследия и его окружением, чтобы гарантировать, что ценности Всемирного наследия и целостность объекта будут сохранены.

6. В отношении окружения объекта Всемирного наследия участники были проинформированы о продолжающихся реставрационных усилиях на 84 зданиях, составляющих музей под открытым небом. Совещание, ссылаясь на решение Комитета Всемирного наследия 1990 г. «сохранять существующий баланс между природным и архитектурным окружением», настоятельно советует, чтобы целостность этого уникального ландшафта поддерживалась в его общем управлении. Также обсуждалась возможность расширения существующего объекта Всемирного наследия Кижского погоста за счет включения в него охранной зоны. Участники подчеркнули важность того, чтобы российские власти как минимум определили охранную зону как буферную зону, достаточную для защиты объекта и представили ее на рассмотрение в Комитет Всемирного наследия. Это должно усилить экологическое и визуальное единство объекта.

7. В отношении вопроса создания международного консультативного комитета, представляющего ИКОМОС, ИККРОМ и ЮНЕСКО, а также международных экспертов, совещание не видит в этом необходимости. Однако рекомендует, чтобы отчеты о ходе проекта и его результатах, а также мониторинга состояния реставрационных работ регулярно представлялись в Комитет Всемирного наследия. Далее рекомендовано, чтобы экспертиза и понимание вопросов международными экспертами, в особенности членами Международного Комитета Дерева ИКОМОС, участвующих в работе по объекту с 1988 г., использовались неформально (по электронной почте или другими способами) для поддержания профессионального диалога на месте.

8. Совещание напомнило, что региональный периодический отчет по всемирному наследию запланирован для Европы на 2005\2006 гг., и что Кижский погост будет включен в этот отчет. Совещание предложило организовать встречу всех русскоговорящих управляющих объектом Всемирного наследия и российских координаторов. Участники совещания поддержали предложение Российской Федерации по организации в Москве на базе Кафедры ЮНЕСКО по городской и архитектурной реставрации Восточноевропейского центра стран СНГ по сохранению всемирного природного и культурного наследия. Совещание рекомендовало Российскому комитету всемирного наследия совместно с соответствующими государственными институтами усилить деятельность по организации регулярной системы мониторинга объектов Всемирного наследия в России и странах СНГ.

9. Совещание предложило расширить Сборник материалов ИККРОМ по совместной международной деятельности по Кижам и включить все мероприятия российской стороны, вклад немецкого комитета ИКОМОС в отношении конструкционного восстановления и реставрации иконостаса, а также перечень всех документов готовых к публикации.

10. Чтобы обеспечить регулярное обновление мероприятий и другой необходимой информации по Всемирному наследию и сделать ее доступной для всех вовлеченных сторон, участники рекомендовали Московскому офису дополнить существующий веб-сайт российскими материалами и уполномочить Российский комитет Всемирного наследия быть ответственным за поддержание контактов со всеми менеджерами объекта. Группа управления объектом согласилась с ЮНЕСКО разместить ссылку на местную веб-страницу по Кижам на странице Всемирного наследия ЮНЕСКО и странице Московского отделения ЮНЕСКО для обеспечения продолжающегося диалога и информации общественности. Участники рекомендовали, чтобы группа управления объектом обеспечила оптимальное использование Российской версии образовательного пакета Всемирного наследия «Всемирное наследие в руках молодых» в целях образования и повышения осознания важности проблемы.

11). Совещание попросило Комитет Всемирного наследия обеспечить финансирование официальных переводов документов на русский язык (в т.ч. новое Руководство по выполнению Конвенции). Кроме того было рекомендовано опубликовать перевод на русский язык «Руководства по управлению объектами Всемирного наследия (Йокилехто/Филден, ИККРОМ 1992 г).

 

27-я сессия Комитета всемирного наследия,

штаб-квартира ЮНЕСКО, 30 июня - 5 июля 2003

Документ WHC.03/27.COM/07B

По просьбе 25-й сессии Комитета всемирного наследия разработать «план работы по охране объекта» и утвердить выделение средств по оказанию чрезвычайной помощи, был проведен «Международный семинар по Кижскому погосту, сохранению и консервации деревянных конструкций Преображенской церкви (31 июля - 5 августа 2002 г., Санкт-Петербург-Кижский погост). Он был организован кафедрой ЮНЕСКО по городской и архитектурной реставрации (Москва), в сотрудничестве с Бюро ЮНЕСКО в Москве и Центром всемирного наследия.

Результатом широкого обсуждения в ходе рабочего совещания и посещения Кижского погоста стал полный доклад совещания и документ с рекомендациями, которые были передано в соответствующие органы власти и организации для рассмотрения и принятия последующих мер. Рекомендации касаются следующих пунктов:

1. Презентации по проекту реставрации Преображенской церкви способствовали диалогу между российскими и международными участниками и уверенности всех в острожном, систематическом и тщательном подходе к сохранению этого объекта. Тщательность, с которой этот проект был проведен могла бы дать полезные уроки по сохранению комплекса деревянных строений, содействие охране и сохранению деревянного наследия в странах Восточной Европы, а также как образцовое международное сотрудничество с участием различных заинтересованных сторон, международных организаций (ЮНЕСКО, ИКОМОС , ИККРОМ и т.д.), а также национальных и международных экспертов.

2. Ссылаясь на резолюцию совещания в Новгороде (17 сентября 1999 года), рассмотревшего возможность включения в Кижский погост в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, участники отметили, что была собрана и активно работает мульти-дисциплинарная проектная команда. Существует обширный план реставрации, который получил одобрение правительства и финансирование.

3. Участники подробно обсудили состояние работ по сохранению Преображенской церкви и проект реставрации. Участники выразили свою признательность авторам данного проекта за качество анализа, содержащегося в их работе, за их усилия по извлечению уроков из результатов прошлых мероприятий, за их усилия, направленные на работу в преемственности с выводами Плана сохранения 1993-1995 годов, выполненного ИКОМОС и российской стороной, и за их приверженность к осторожным подходам, которые позволят свести к минимуму замены оригинального материала.

4. Выражая поддержку в целом предложенному подходу и ее руководящей философии, участники заявили о необходимости быть осторожными в его реализации и соответственно предложили: обеспечить комплексный мониторинг последствий вмешательств, описанных в подробных планах и использовать осторожный подход, обеспечивающий уважение к ценностям наследия, выполнить пересмотр основных принципов и стратегий, принятых мер по реставрации. Что касается вопроса химической обработки бревен, Комитету всемирного наследия и консультативным органам предлагается предоставить общие рекомендации по сохранению древесины .

5. В ходе посещения объекта, участники также рассмотрели ситуацию в отношении других зданий, включенных в объект, и призвали российские власти разработать планы долгосрочного технического обслуживания всех деревянных конструкций, на объекте всемирного наследия и в его окружении, чтобы обеспечить сохранение ценностей всемирного наследия и целостности объекта

6. Что касается окружения объекта всемирного наследия, участники были проинформированы о предпринимаемых усилиях по сохранению 84 зданий в составе музея под открытым небом. Они настоятельно призвали, чтобы целостность этого уникального ландшафта поддерживалась/ сохранялась в рамках общей системы управления.

7. Было рекомендовано, чтобы отчеты о ходе проекта и его результатах, а также по контролю за состоянием работ по сохранению объекта регулярно передавались в Комитет всемирного наследия. Кроме того, рекомендуется, чтобы опыт и понимание со стороны международных экспертов, и в частности, членов Международного комитета дерева ИКОМОС, занимающихся этим объектом с 1988 года использовались для поддержания существующего профессионального диалога.

8. Участники рабочего совещания предложили, чтобы была организована предложенная Россией встреча всех русскоговорящих менеджеров объектов всемирного наследия и национальных координаторов в сотрудничестве с Восточно-Европейским центром стран СНГ по охране всемирного культурного и природного наследия.

9. Совещание предложило расширить Сборник материалов ИККРОМ по совместной международной деятельности по Кижам и включить все мероприятия российской стороны, вклад немецкого комитета ИКОМОС в отношении конструкционного восстановления и реставрации иконостаса, а также перечень всех документов готовых к публикации.

10. Чтобы обеспечить регулярное обновление мероприятий и другой необходимой информации по Всемирному наследию и сделать ее доступной для всех вовлеченных сторон, участники рекомендовали Московскому офису дополнить существующий веб-сайт российскими материалами и уполномочить Российский комитет Всемирного наследия быть ответственным за поддержание контактов со всеми менеджерами объекта. Кроме того было рекомендовано опубликовать переведенное на русский язык «Руководство по управлению объектами Всемирного наследия (Йокилехто/Филден, ИККРОМ 1992 г).

Решение 27 COM 7B.74

Комитет всемирного наследия,

1. Ссылаясь на свои решения, принятые на 25-м внеочередном заседании Бюро в 2001 (Хельсинки);

2. Выражает признательность властям государства-участника, за их приверженность к сохранению объекта;

3. Принимает к сведению доклад и рекомендации, полученные от Международного рабочего совещания в отношении будущих работ сохранению объекта под угрозой;

4. Призывает государство-сторону, Центр всемирного наследия и консультативные органы продолжать сотрудничать и внимательно следить за дальнейшим развитием работ по сохранению объекта;

5. Просит государство-сторону представить обновленный доклад Центру всемирного наследия к 1 февраля 2004 года о достигнутом прогрессе, с тем чтобы Комитет всемирного наследия мог изучить состояние сохранности объекта на 28-й сессии в 2004 году.

28-я сессия Комитета всемирного наследия

Сучжоу, Китай, 28 июня - 7 июля 2004

Документ WHC-04/28.COM/26; Документ WHC-04/28.COM/15B

Вопросы сохранения:

С 18 по 20 декабря 2003 года в Санкт-Петербурге состоялся семинар по вопросам сохранения Преображенской церкви, на котором участники были проинформированы о ходе подготовительных работ по проекту сохранения объекта, а также были обсуждены последующие шаги по рекомендациям Комитета и Международного семинара в августе 2002 года.

Были одобрены основные шаги проекта реставрации, такие как рабочий план по созданию инфраструктуры для проведения работ (причал для лодок, строительная площадка, система энергообеспечения, склад древесины и система противопожарной защиты, жилье для рабочих и т.п.) Финансовый план реставрационных работ был принят и утвержден Министерством культуры. Однако участники отметили недостаточность и нерегулярность финансирования реставрации.

Российский национальный комитет по всемирному наследию совместно с Министерством культуры будет готовить предложения, касающиеся официального утверждения буферной зоны с учетом возможного расширения объекта. Мониторинг состояния Преображенской церкви обеспечивается управляющим объектом совместно с архитекторами и реставраторами.

Участники семинара повторили просьбу перевести на русский язык документ ИККРОМ «Руководящие принципы управления объектами культурного наследия».

Центр попросил предоставить более подробную информацию по некоторым вопросам, обсуждавшимся в ходе этого второго совещания. В частности, детали общего бюджета проекта, информацию о текущем состоянии сохранности церкви и последующих мер по выполнению рекомендаций первого семинара. На момент подготовки этого документа от государства-участника не было получено никакой информации.

ИКОМОС и ИККРОМ отметили, что национальный уровень финансирования непредсказуем и недостаточен, и что сколько бы не заботились и не изучали проблемы сохранения, без обязательств по необходимому своевременному финансированию, угрозы объекту остаются серьезными и неизменными.

Решение 28 COM 15B.95

Комитет всемирного наследия

1. Выражая благодарность властям Российской Федерации за их неизменную стремление анализировать проблемы сохранения Преображенской, путем проведения семинаров,

2. С озабоченностью отмечает, что из-за отсутствия финансирования и как следствие недостаточного выполнения обязательств Российской Федерацией в отношении сохранения памятника опасность для него остается серьезной и неизменной;

3. Сожалеет, что государство-сторона не представило доклад о ходе работы в соответствии с просьбой Комитета (Решение 27 COM 7B.74);

4. Настоятельно призывает правительство Российской Федерации тесно сотрудничать с Консультативными органами и Центром всемирного наследия в отношении проведения работ по сохранению памятника.

5. Просит государство-сторону представить до 1 февраля 2005 года доклад о выделение необходимых средств для выполнения плана работы на 2004 и 2005 гг., а также о прогрессе, достигнутом в работах по сохранению памятника с информацией о последствиях реставрационных вмешательств, с тем чтобы Комитет всемирного наследия мог изучить состояние сохранности объекта на своей 29-й сессии в 2005 году.

29-я сессия Комитета всемирного наследия

Дурбан, Южная Африка, 10-17 июля 2005

Документ WHC-05/29.COM/22 / Документ WHC.05/29.COM/7B.Rev

Актуальные вопросы сохранения:

Российские власти представили доклад о состоянии дел, сделанный на международном семинаре по сохранению Преображенской Церкви Кижского погоста (18-20 декабря, 2003), в Центр всемирного наследия 2 февраля 2005 года. В докладе рассматриваются основные рекомендации Международного семинара августа 2002 года: кратко описан плановый подход к реставрации церкви в четыре основных этапа до 2014 года. Эти этапы включают в себя: (1) подготовительные работы (1999-2002 годы); подготовительный период (2002-2006 годы), основные ремонтно-реставрационные работы (2006-2012 годы); заключительный период (2010 - 2014); (2) В докладе описываются расходы в 2003 и 2004 гг. в соответствии с общим планом расходов; (3) В докладе также отмечается представленный администрацией музея «Кижи» финансовый план по сохранению и реставрации Преображенской церкви до 2010 года, утвержденный Министерством культуры Российской Федерации; (4) представители музея «Кижи» также отметили, что финансирование было недостаточным и нерегулярным, (5) В докладе отмечается, что участники выразили признательность за высокое качество проекта и реставрационных работ осуществляемых с июля 2002 года по декабрь 2003 года руководителями проекта и руководителями музея-заповедника. Тем не менее, доклад не оставляет ряд открытых вопросов.

Хотя в решении Комитета всемирного наследия 28 COM 15 B. 95, содержится призыв к «Российской Федерации тесно сотрудничать с консультативными органами и Центром всемирного наследия в отношении работ по сохранению", международный семинар в декабре 2003 года был организован без участия Центра всемирного наследия и консультативных органов. В связи с этим трудно сравнить выводы Семинара 2003 с результатами Семинара 2002, и оценить прогресс, достигнутый в выполнении предыдущих рекомендаций.

Учитывая серьезный характер конструкционных проблем Преображенской церкви, и десятилетия, прежде чем запланированные работы будут завершены, было бы полезно получить подробную информацию, касающуюся имеющихся методов контроля для замера всех изменений в конструкции.

План работы, содержащийся в докладе не содержит достаточной информации или подробностей по обеспечению большого объема необходимого финансирования. Учитывая, что финансирование характеризуется как недостаточное и нерегулярное, то было бы полезным для российских властей описать всю сумму необходимых средств, характер обязательств все заинтересованных сторон в поддержании работ, любую ожидаемую нехватку средств, а также планы по сбору средств для покрытия неоплаченных обязательств. Центр всемирного наследия и ИКОМОС ценит продолжающиеся усилия государства-участника по улучшению состояния сохранности Преображенской церкви.

Тем не менее, государство-сторона должно выходить за рамки проблем Преображенской церкви на проблемы управления объектом в целом, как это было рекомендовано в 2002 году семинара. Было бы особенно полезным уточнить текущие усилия по укреплению режима управления на острове, в том числе: уточнение границ и стратегии управленияч и буферных зон объекта; уточнение имеющихся мер по обеспечению готовности к рискам для всего собственности; разъяснения по управлению туризмом в регионе в отношении ценностей заявленного объекта. С учетом потребностей в управлении объектом, для российских властей было бы полезным также в первую очередь распечатать перевод на русский язык документа ИККРОМ «Руководящие принципы управления объектами всемирного наследия».

Как уже несколько раз отмечалось Центром всемирного наследия и ИКОМОС, и содержится в рекомендациях Международного семинара 2002, автор / переводчик и консультативные органы и Центр всемирного наследия уже внесли значительный вклад в разработку этой рукописи. Российские власти должны завершить этот большой нереализованный проект. Ситуация с Кижским погостом была дополнительно обсуждена на совещании в Центр всемирного наследия с Постоянным представительством России и председателя Российского Комитета всемирного наследия 25 апреля 2005 года.

Решение 29 COM 7B.83

Комитет всемирного наследия,

1. Рассмотрев Документ WHC-05/29.COM/7B.Rev,

2. Учитывая решение 28 COM 15B.95, принятое на 28й сессии (Сучжоу, 2004),

3. Благодарит государство-сторону Российскую Федерацию за доклад по организации реставрационных работ на Преображенской церкви и продолжающиеся усилия по улучшению состояния сохранности объекта,

4. Сожалеет, что государство-сторона не представило подробный доклад в соответствии с просьбой Комитета о ходе фактических работ по реставрации объекта, подробный бюджет и источники финансирования, а также по общему состоянию сохранности объекта;
5. С обеспокоенностью отмечает сохраняющуюся неопределенность в финансировании реставрационных работ, и противоречивую общую информацию по управлению объектом;
6. Настоятельно призывает власти Российской Федерации к тесному сотрудничеству с консультативными органами и Центром Всемирного наследия по вопросам проведения работ по сохранению объекта и управления им;

7. Считает, принимая во внимание отсутствие информации о состоянии сохранности объекта и отсутствие последующих мер по выполнению рекомендаций совещания 2002 года и рекомендаций Комитета, что опасность для объекта остается существенной;
8. Просит государство-сторону представить доклады в Центр всемирного наследия и консультативные органы к 1 февраля 2006 года для рассмотрения его Комитетом на 30-й сессии в 2006 году. Доклад должен содержать в себе следующее:

а) подробный план работы с четким бюджетом;

б) всеобъемлющий доклад по этапам реставрационных работ, включая информацию о промежуточных результатах реставрационных работ;

с) информацию о мерах по управлению объектом;

д) информацию о статусе и установлении буферной зоны;

е) информацию о готовности к рискам в отношении всего объекта;

ж) разъяснение по управлению туризмом в регионе в связи со значимостью описанного объекта;

9. Постановили на основе этого доклада рассмотреть, должен ли объект быть включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

30-я сессия Комитета всемирного наследия,

Вильнюс, Литва, 8-16 июля 2006

Документ WHC-06/30.COM/7B.ADD

Основные угрозы, выявленные в предыдущих докладах:

а) структурная целостность Преображенской церкви, а также проект общей реставрации и консервации с заменой лесов внутри церкви;

б) Воздействие развития туризма на объект;

в) необходимость укрепления управления объектом.

Актуальные вопросы сохранения:

Российская Федерация уже представила два отчета Центру всемирного наследия о состоянии сохранения объекта всемирного наследия, датируемые 12 июля 2005 года и декабрем 2005 года и полученные 8 февраля 2006 года.

Эти отчеты не соответствуют ожиданиям Комитета всемирного наследия, как указано в его решении, принятом на 29-й сессии. Оба отчета были подготовлены местным органом управления (музей «Кижи») и не отражают какого-либо участия со стороны национальных властей в этом процессе. Они не затрагивают каких-либо из основных рекомендаций Комитета относительно предоставления информации по вопросам управления объектом, обновленного статуса и определению буферной зоны, информации о мерах по готовности к рискам на местах для всего объекта, а также разъяснения по воздействию туризма на ценности объекта. Хотя в определенной степени в обоих докладах давалась информация по различным аспектам плана производства работ по Преображенской церкви, точных запрашиваемых данных по бюджету не представлено, и "Детальный отчет" приводит информацию, которая ко времени 30-й сессии устареет на 19 месяцев. "Краткий отчет" декабря 2005 года вместе с приложенными фотографиями и диаграммой "Основные этапы реставрации Преображенской церкви и график их осуществления (1999-2014)" дает некоторую обновленную информацию, но имеет ограниченную ценность, поскольку отчет объемом лишь в одну страницу.

Ответ государства-участника на просьбы, высказанные Комитетом всемирного наследия на своей 29-й сессии, совершенно неадекватен, содержит шаблоны, повторяемые на протяжении многих лет по этому объекту, дает ограниченную информацию Комитету, подготовленную местными органами управления без какого-либо понимания характера просьбы Комитета. Нет никаких свидетельств, несмотря на выполненный на местном уровне детальный план и график работ осуществляемых реставрационных работ на Преображенской церкви, что национальные власти взяли на себя обязательство финансировать эту работу. Нет детального бюджета на эту работу, показывающего бюджетные обязательства во времени. Не существует каких-либо свидетельств усилий для решения больших и всеобъемлющее вопросов, важных для объекта и отмеченных в отчетах о состоянии сохранности объектов, на стр. 31 WHC-06/30.COM/7B.Add, в Списке всемирного наследия – В ПРИЛОЖЕНИИ было отмечено Комитетом в его рекомендациях: разработка плана управления (в котором будут рассмотрены вопросы границ, определение буферных зон и подготовленности к рискам), а также стратегии развития туризма.

Совещание 100 экспертов реставраторов по определению стратегии сохранения этого объекта было организовано еще в 1988 году, за два года до его включения в Список всемирного наследия. С тех пор ряд экспертов миссии ведут рассмотрение дел по сохранению объекта. Все они отметили серьезные и конкретные опасности, стоящие перед объектом. Мало фактов обязательств на национальном уровне поступило за многие годы, дающих уверенность, что выдающаяся универсальная ценность, признанная при включении (в Список ЮНЕСКО), сохраняется.

ИКОМОС и Центр всемирного наследия считают, что объект должен быть включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и что этот объект не должен быть выведен из этого списка до тех пор, пока следующие контрольные показатели не будут приняты и достигнуты:

а) завершение работ по реставрации Преображенской церкви;

б) разработка и осуществление всеобъемлющего плана управления объектом (отражающий вопросы развития туризма, готовности к рискам, определения границ и буферной зоны)..

Государство-сторона должно представить к 1 февралю 2007 года эскизные планы и графики для разработки всеобъемлющего плана управления и стратегии, дать четкое описание концепции реставрации для ведения работ по Преображенской церкви, а также детальный бюджет на длительный срок (10 лет) для всех видов работ на объекте, подготовленый и одобреный соответствующими государственными органами и Министерством культуры. Конкретные контрольные показатели могут быть согласованы с консультативными органами, Центром всемирного наследия и органами власти.

Дополнительный краткий отчет с пояснительной запиской о наиболее важных мероприятиях в рамках подготовительного периода и некоторая обновленная информация Федерального Музея "Кижи" был передан национальными властями 8 июня 2006 г.

Упомянутая в докладе новая информация, касающаяся, в частности, монтажа и наладка системы внутренней и наружной пожарной сигнализации на церкви, а также замены старого электрического шкафа и установки новых систем энергообеспечения, связи и сигнализации.

Также были представлены некоторые данные, касающиеся новых подходов к реставрации и подготовки к консервации древесины. В докладе говорится, в частности, что основной крест был укреплен временно металлическими пластинами, и были выявлены зоны инфицированной жуками древесины. Вход в церковь был отремонтирован и на северной стене трапезной установлены металлические стяжки. 

Прилагаемая диаграмма, показывающая "основные этапы реставрации Преображенской церкви и график их осуществления (1999-2014)" такой же, каким он был представлен в предыдущих отчетах. В докладе также отмечается, что ежегодный мониторинг стабильности объекта ведется Институтом "Спецпроектреставрация" показывает сохранение стабильности всех памятников и указывает, что ни один из них не находится в опасности.

В своем письме от 9 июня 2006 года власти Российской Федерации подчеркивают, что они считают, что государство-сторона выполняет свои обязательства по защите объекта и выступает против включения объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Тем не менее, в последнем докладе не содержится информации о детальном бюджете и источниках финансирования, в целом о состоянии работ по сохранению объекта, о конкретных мерах по управлению объектом или определению буферной зоны, в соответствии с просьбой Комитета. В результате, запросы о предоставлении информации, сделанные Комитетом на его 29 сессии в Дурбане, остаются без ответа.

Решение 30 COM 7B.72

Комитет всемирного наследия

1. Рассмотрев Документ WHC-06/30.COM/7B.Add,

2. Учитывая Решения 28 COM 15B.95 and 29 COM 7B.83, принятые на своих 28th (Suzhou, 2004) and 29th (Durban, 2005) сессиях соответственно,

3. Комитет с глубокой озабоченностью отмечает, что доклады, представленные государством-участником, не отвечают на запросы, сделанные Комитетом на его 29-й сессии;

4. Настоятельно призывает государство-сторону тесно сотрудничать с консультативными органами и Центром Всемирного наследия по разработке подробных критериев (завершение реставрационных работ по Преображенской церкви, а также по разработке и осуществлению всеобъемлющего плана управления объектом, касающегося вопросов развития туризма, готовности к рискам и определения границ буферной зоны);

5. Просит государство-сторону пригласить совместную миссию Центра всемирного наследия / ИКОМОС на объект для оценки состояния работ по сохранению, а также факторов, влияющих на выдающуюся универсальную ценность этого объекта, а также настоятельно призывает государство-сторону к совместной работе с этой миссией;

6. Просит государство-сторону представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2007 года для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей 31-й сессии в 2007 году подробный доклад, график и план работы по:

1 а) всеобъемлющему плану управления, включая стратегию туризма, мерам по обеспечению готовности к рискам и определению четких границ и буферных (охранных) зон;

2 b) разработке охранной зоны объекта;

Предлагает государству-участнику представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2007 года общую концепцию реставрации Преображенской церкви, а также доклад о состоянии и воздействии предлагаемых мероприятий на подлинность и целостность объекта.

32-я сессия Комитета всемирного наследия

Квебек, Канада / 2 - 10 июля 2008

Актуальные вопросы сохранения

а) Конструкционная целостность Преображенской церкви

б) Отсутствие комплексного плана управления, направленного на общее управление объектом всемирного наследия

в) Воздействие развития туризма на объект

В соответствии с просьбой Комитета всемирного наследия, 5 февраля 2008 государством-участником в Центр всемирного наследия был представлен доклад о состоянии работ по сохранению объекта, который лишь частично отвечает на вопросы Комитета всемирного наследия.

Государство-сторона информировало том, что значительный прогресс был достигнут в реализации решений Комитета всемирного наследия, в частности, по выполнению технических подготовительных работ для реставрации Преображенской церкви, а также по усилению мер по обеспечению готовности к рискам. Первые экспериментальный ремонтно-реставрационные работы начаты Дирекцией музея-заповедника "Кижи" в соответствии с просьбой Комитета всемирного наследия.

Тем не менее, в пояснительной записке, приложенной к докладу государства-участника, директор музея-заповедника «Кижи» подчеркнула, что на данном этапе, восстановительные работы полностью не могут быть начаты без четко спланированного делегирования административных и исполнительных полномочий по этому проекту, хотя Комитет всемирного наследия на 31-й сессии (Крайстчерч, 2007) обратился с просьбой к государству-участнику незамедлительно начать ремонтно-реставрационные работы на Преображенской церкви.

Центр всемирного наследия отметил, что доклад был подготовлен Дирекцией музея-заповедника "Кижи". Как менеджер объекта, директор дает очень подробную и полную информацию о своей деятельности по объекту всемирного наследия, включая вопросы природного окружения и ландшафта.

Информация, запрошенная Комитетом всемирного наследия и отсутствующая в докладе государства-участника (например, проект комплексного плана управления Кижским погостом, карты с указанием границ объекта всемирного наследия и его буферной зоны), должна быть, предоставлена Федеральными властями. По-видимому, они по-прежнему не принимают активного участия в процессе, касающегося реставрационных работ или подготовки и осуществления всеобъемлющего плана управления для объекта всемирного наследия, который должен включать развитие туризма, общее видение объекта, а также определение четких границ и буферной зоны (включая их возможный пересмотр).

Центр всемирного наследия и ИКОМОС подчеркивают важность участия всех заинтересованных сторон на всех уровнях в процессе сохранения, охраны и рационального использования объекта всемирного наследия, а также в подготовке докладов о состоянии работ по сохранению объекта, требуемые Комитетом всемирной наследия. Принимая во внимание важность и сложность реставрации Преображенской церкви, а также особенности развития речного туризма государству-участнику предлагается создать специальный Государственный комитет или группу с двумя комиссиями, где одна отвечает за реставрационные работы, другая за методы управления и вопросы развития туризма.

32COM 7B.104 – Кижский Погост (Российская Федерация) (C 544)

Текст решения

Комитет всемирного наследия,

1. Рассмотрев документ WHC-08/32.COM/7B,

2. Ссылаясь на решение 31 СОМ 7B.88, принятом на 31-й сессии (Крайстчерч, 2007),

3. Настоятельно призывает государство-сторону незамедлительно начать ремонт и реставрационные работы на церкви Преображения Господня;

4. Отмечает продолжающиеся усилия дирекции музея-заповедника Кижи в управлении объектом Всемирного наследия, который представляет собой небольшую часть территории заповедника, и призывает Администрацию объекта продолжать свою работу в направлении комплексного плана управления объектом;

5. Настоятельно призывает государство-сторону в срочном порядке подтвердить выполнение необходимых административных процедур, касающихся делегирования полномочий для реставрационных работ, а также средств, выделяемых для реставрационных работ в течение всего срока реализации проекта;

6. Предлагает государству-участнику учредить специальную государственную группу по вопросу эффективной координации, в тесном сотрудничестве с Центром всемирного наследия и консультативными органами, по выполнению решений Комитета всемирного наследия и рекомендаций миссии реагирующего мониторинга по объекту;

7. Просит государство-сторону, в сотрудничестве с Центром всемирного наследия и ИКОМОС, подготовить проект обоснования выдающейся универсальной ценности, включая условия целостности и подлинности, для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей 33-й сессии в 2009 году;

8. Просит государство-сторону представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2009 года доклад о ходе работы по всем вопросам, упомянутым выше, в том числе следующие документы:

а) подробный доклад о ходе реставрационных работ;

б) три печатные и электронную копии проекта комплексного плана управления для погоста Кижи, в том числе стратегии туризма, меры готовности к рискам и карты с указанием границ памятников всемирного наследия и его буферной зоны;

с) пересмотреть и утвердить документы, касающиеся охраняемых территорий музея-заповедника Кижи, в том числе границ собственности и его охранной зоны;
для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его
33-й сессии в 2009 году, чтобы в случае отсутствия существенного прогресса принять решение о включении объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

33-я сессия Комитета всемирного наследия

в Севилье, Испания / 22-30 июня 2009

Основные угрозы, отмеченные в предыдущих докладах

а) Конструкционная целостность Преображенской церкви

б) Отсутствие комплексного плана управления, направленного на общее управление объектом всемирного наследия

в) Воздействие развития туризма на объект

Текущие проблемы сохранения:

Комитет всемирного наследия на ее 31-й сессии (Крайстчерч, 2007), обратился с просьбой к государству-участнику незамедлительно начать необходимые ремонтные и реставрационные работы на Преображенской церкви, и подтвердить делегирование полномочий для проведения этих реставрационных работ, а также их финансирование. Комитет всемирного наследия на своей 32-й сессии (Квебек-Сити, 2008) обратился с просьбой о том, чтобы государство-сторона представило подробный доклад о ходе реставрационных работ, и проект комплексного плана управления Кижским погостом включая стратегию туризма, меры по обеспечению готовности к рискам и карты с указанием границ этого объекта и его буферной зоны, все для рассмотрения Комитетом Всемирного наследия на своей 33-й сессии в 2009 году, с тем, чтобы при отсутствии существенного прогресса, включить объект в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Доклад государства-участника, полученный 30 января 2009 года, представляет собой всеобъемлющее резюме мероприятий, которые имели место на объекте в течение 2008 года. В настоящем докладе освещаются следующие позитивные меры, предпринятые государством-участником в интересах объекта:

Распоряжение от 7 ноября 2008 г. № 1633

План мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста (остров Кижи, Республика Карелия) и развитию инфраструктуры Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи ", направленные на сохранение (восстановление, сохранение и комплексную защиту) кижских памятников, в том числе объектов Всемирном наследии, включая расходы на улучшение надежности энергообеспечения острова;

Приказ № 282 (декабрь 2008) о сохранении архитектурного ансамбля Кижского погоста и развитии инфраструктуры музея "Кижи";

В докладе говорится, что эти документы служат основой для разработки плана управления музея в том числе стратегии развития туризма, обеспечения готовности к рискам и определению границ буферной зоны, которые сейчас реализуются;

Распоряжение правительства Республики Карелия (будет утверждено в 2009 году) устанавливает границы охраняемых территорий, условия строительного использования и управления в пределах охраняемых зон в целях защиты территории, прилегающей к памятникам, от незаконной деятельности.

В докладе отмечается также, что в 2008 году выполнялись следующие работы на памятниках Кижского погоста:

Покровская церковь: Смена кровель восьмерика и лемеховых покрытий, термическая обработка поврежденных участков стен в подвале и на чердаке трапезной церкви, а также меры по совершенствованию системы вентиляции на чердаке;

Колокольня: Термическая обработка элементов, поврежденных жуком точильщиком, ремонт северного крыльца, а также очистка пространства между двумя бревенчатыми стенами для улучшения вентиляции и предотвращения биологического разрушения.

Церковь Преображения Господня: Повышено внимание к контролю, а также оборудованию и системам готовности к рискам (противопожарный контроль), включая создание рабочей группы специализирующейся на управлении рисками и занимающейся подготовкой плана управления рисками катастроф для Кижского погоста.

В докладе также содержится ссылка на публикацию ряда руководящих принципов ("Обслуживание деревянных архитектурных памятников"), суммирующих опыт применения системы мониторинга и обслуживания деревянных архитектурных памятников, повышенное внимание было также уделено новостям во всех формах местных средств массовой информации.

Однако, как доклады, представленные в предыдущие годы, этот доклад, подготовлен только местным органом управления объектом без участия национальных органов власти, и не отвечает на проблемы и вопросы, поднятые Комитетом всемирного наследия на его 32-й сессии (Квебек-сити, 2008).

Заявление в докладе государства-участника, что принятый в конце 2008 года президентский указ и постановление Российской Федерации обеспечивает основу для разработки запрашиваемого комплексного плана управления, свидетельствует о том, что, как и в прошлые годы, государство-сторона не понимает характера инструмента управления, запрашиваемого Комитетом Всемирного наследия. А также настоятельную необходимость подготовки обоснования выдающейся мировой ценность для обеспечения принятия управленческих решений и планирования, основывающегося на уважении ценности объекта Всемирного наследия.

Центр Всемирного наследия и Консультативный орган весьма обеспокоены тем, что федеральные власти до сих пор не участвуют в процессе подготовки и осуществления всеобъемлющего плана управления этим объектом, который должен включать развитие туризма, общую концепцию объекта, а также определять четкие границы и буферные зоны (включая возможный их пересмотр).

Центр всемирного наследия и консультативные органы подчеркивают, что государство-сторона не создало специальную правительственную группу по просьбе Комитета Всемирного наследия, и напоминает о важности участия всех заинтересованных сторон на всех уровнях в процессе сохранения, защиты и управления объектом, а также в подготовке отчетов о состоянии работ по сохранению объекта, запрашиваемые Комитетом Всемирного наследия.

Учитывая продолжающееся серьезное структурные ухудшение объекта, Центр Всемирного наследия и консультативные органы считают весьма актуальным, чтобы государство-сторона начало необходимые реставрационные работы, о которых Комитет всемирного наследия просит уже в течение более чем десяти лет.

Центр Всемирного наследия и консультативные органы считают, что ценности, в связи с которыми объект был включен в Список Всемирного наследия, находятся под угрозой из-за недостаточности мер по реставрации и что этот объект должен быть включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Решение: 33COM 7B.117

Комитет Всемирного наследия

Севилья 22-30 июня 2009 г.

1. Рассмотрев Документ WHC-09/33.COM/7B,

2. Ссылаясь на Решение 32 COM 7B.104, принятое на его 32-й сессии (Квебек-Сити, 2008 год),

3. Высоко оценивая продолжающиеся усилия со стороны музея-заповедника Кижи по улучшению обслуживания, контроля и популяризации объекта Всемирного наследия,

4. Выражает сожаление, что государство-сторона не выполнило никаких действий, о которых просил Комитет, и настоятельно призывает государство-сторону создать специальную правительственную группу по координации выполнения всех решений Комитета Всемирного наследия, касающихся этого объекта;

5. Выражает свою глубокую обеспокоенность по поводу продолжающегося ухудшения материала конструкций Преображенской церкви;

6. Вновь обращается с просьбой к государству-участнику продвинуться вперед по всем вопросам, упомянутым в течение десяти лет, включая следующие документы:

а) Подробный отчет об основных реставрационных работах,

б) Три экземпляра проекта комплексного плана управления архитектурным ансамблем Кижского погоста, включая стратегию туризма (в частности, с акцентом на все возможные угрозы для объекта от речного туризма), меры по обеспечению готовности к рискам,

с) пересмотренные и утвержденные документы, касающиеся охраняемых территорий музея-заповедника Кижи, включая границы объекта и его буферной зоны;

7. Просит государство-сторону представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2010 г., доклад о ходе осуществления вышеуказанных мероприятий, для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей 34-й сессии в 2010 году,

8. Также просит государство-сторону разработать при консультации с Центром всемирного наследия и консультативными органами желательное состояние сохранности, проект Обоснования выдающейся мировой ценности, определить комплекс мероприятий по исправлению положения, а также сроки их осуществления и представить эти материалы в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2010 года, для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на своей 34-й сессии в 2010 году, с целью решения вопроса, в случае отсутствия существенного прогресса, о включении объекта в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой;

9. В заключение просит государство-сторону пригласить совместную миссию реагирующего мониторинга Центра Всемирного наследия / ИКОМОС в музей-заповедник «Кижи» для оценки состояния сохранности объекта.

ДОКЛАД МИССИИ РЕАГИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА ПО КИЖСКОМУ ПОГОСТУ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

С 5 ПО 7 АПРЕЛЯ 2010 г.

http://abramych.ru/kizhi/Kizhi-mis2010.html

 

34-я сессия Комитета всемирного наследия, 2010 год

http://abramych.ru/kizhi/Kizhi-ses34-2010.html